Впервые этот эффект был обнаружен математиком Абрахамом Вальдом во время Второй мировой войны. Его попросили определить, какие части самолетов-бомбардировщиков надо укрепить, чтобы увеличивать количество вернувшихся на базу летчиков. После подробного анализа обнаружил, что у самолетов были поражены крылья и хвост. Другие ученые, которые работали с Вальдом предложили очевидное — укреплять крылья и хвостовую часть.
Но Вальд решил иначе. Тот факт, что самолеты-бомбардировщики вернулись на базу с пробоинами говорить о том, что повреждения в хвостовой части и крыльях самолета не играют решающего значения. Он заметил, что среди исследованных им самолетов ни один самолет не имеет пробоин в баке, двигателе и кабины пилота. Он справедливо предположил, что самолеты с повреждениями в этих местах не смогли вернуться, потому что эти повреждения были фатальными. Разумеется, самолеты без пилота, с нарушением работы, с пустым бензобаком просто не долетали до базы. Решением Вальда было укреплять эти места, которые имели жизненно важное значение.
После окончания войны стали поднимать подбитые самолеты. Они действительно имели повреждения в тех местах, о которых говорил Вальд. Ученые в своем предположении отталкивались от той информации, которая была на виду у всех, поэтому ошиблись.
Эффект проявляется только в тех случаях, когда соблюдены два условия:
• первое — событие или случай оценивается с одной стороны, однобоко, на основании нескольких фактов;
• второе — человек, который рассуждает о событии, не осознает, что он судит однобоко, он полностью уверен, что рассуждает объективно.